Монтаж вентиляторов ведут в соответствии с «Типовыми технологическими картами» ТТК 7.05.02.01-7.05.02.04. Способы монтажа и порядок выполнения отдельных операций выбирают в зависимости от типа вентилятора (радиальный, осевой, крышный), его размеров и места установки. Монтаж вентиляторов производят в такой последовательности - вентилятор или его детали доставляют к месту монтажа, стропят, поднимают и горизонтально перемещают к месту установки, устанавливают вентилятор или собирают его из деталей на опорных конструкциях (фундаменте, площадке, кронштейнах, опорных стаканах), проверяют правильность установки и сборки, закрепляют на опорных конструкциях, проверяют работу вентилятора.
Методы крепления грузоподъемных механизмов должны точно соответствовать указаниям проекта производства работ и типовым технологическим картам, а при отклонении от этих документов их необходимо согласовывать с генеральным подрядчиком. Зону подъема вентиляционного оборудования ограждают и выставляют предупреждающие знаки. Все отверстия и проемы в перекрытиях, на которых производятся работы или к которым возможен доступ людей, должны быть закрыты сплошным настилом либо иметь ограждения по всему периметру. Монтажные проемы в сенах и перекрытиях, оставленные для подачи оборудования, после его подачи должны быть заделаны. Радиальные вентиляторы перед началом монтажа стропят разными способами в зависимости от конструктивной схемы их исполнения.
Радиальные вентиляторы устанавливают на фундамент или на другую опорную конструкцию различными способами - методом накатки, с помощью лебедок, автомобильных или мостовых кранов и т.д. При подъеме вентилятора способом накатки под небольшим углом на фундамент укладывают лаги, а на стене закрепляют блок, через который пропускают канат к лебедке. При вращении лебедки канат наматывается на барабан, и вентилятор по лагам поднимается на фундамент. До начала монтажа проверяют прочность лаг. При подъеме вентилятора лебедкой над местом установки к перекрытию крепят блок, через который канат проходит к лебедке. Вентилятор с помощью строп поднимают и, используя оттяжки, опускают на фундамент.
Металлические или железобетонные площадки, на которых устанавливают вентиляторы, иногда располагают на значительной высоте от пола. Для подъема оборудования на площадки применяют мостовые или автомобильные краны. Доставленный к месту монтажа и закрепленный инвентарными стропами вентилятор с электродвигателем поднимают, устанавливают на площадку, проверяют и закрепляют на болтах. Радиальные вентиляторы устанавливают на пружинных виброизоляторах. Виброизоляторы типа ДО к полу не крепят. При установке вентиляторов на металлические или бетонные фундаменты виброизоляторы крепят к ним болтами. При монтаже вентиляторов на металлоконструкциях пружинные виброизоляторы крепят к ним таким образом, чтобы элементы металлоконструкций в плане совпадали с соответствующими элементами рамы вентилятора.
Если отдельные сборочные единицы вентиляционного агрегата не соответствуют проектным данным и центр тяжести агрегата смещен от расчетного положения, то размещение виброизоляторов определяется опытным путем, переставляя их до тех пор, пока не будет найден центр тяжести агрегата. Отметив места окончательной установки виброизоляторов, в раме агрегата сверлят отверстия, вставляют болты и закрепляют их. К бетонным фундаментам радиальные вентиляторы крепят анкерными болтами. Для этого анкерные болты вставляют резьбой вверх в раму вентилятора, на них надевают гайки и контргайки, болты опускают в гнезда фундамента и заливают цементным раствором. После схватывания цемента проверяют прочность установки вентилятора. В случае необходимости под раму помещают металлические подкладки и окончательно затягивают анкерные болты. Затем производят подливку фундамента цементным раствором до нижней поверхности рамы. Чтобы не смять анкерные болты во время спуска и подъема вентилятора, на фундамент укладывают деревянные бруски, которые после установки снимают.
При установки вентилятора на жесткое основание в некоторых случаях для уменьшения вибрации под раму подкладывают листовую резину толщиной 20-25 мм. При установке вентилятора необходимо, чтобы отклонение осей рамы от проектного положения в плане и по высоте не превышало 5мм. Правильность установки рамы осуществляется с помощью деревянных клиньев и металлических подкладок, причем подкладки не должны выступать за габариты рамы более чем на 20мм. В тех случаях когда, в вентиляционных агрегатах заменяют вентилятор или электродвигатель, места расположения виброизоляторов определяют путем пробной установки. Для этого виброизоляторы сначала помещают на основание, и на них устанавливают вентилятор. Перемещая виброизоляторы вдоль рамы вентилятора, добиваются равномерной осадки вентиляторов. При перемещении виброизоляторов вентилятор поднимают лебедками и автомобильными кранами. Далее отмечают места установки виброизоляторов, просверливают отверстия в раме вентилятора и окончательно закрепляют вентилятор.
Методы монтажа больших, средних и маленьких вентиляторов различны. В качестве примера рассмотрим монтаж вентиляционного агрегата с большим вентилятором на пружинных виброизоляторах с клиноременной передачей. Так как вентиляторы свыше поставляются в разобранном виде, то прежде всего необходимо проверить комплектность их поставки по комплектовочной ведомости. Кроме того, нужно осмотреть детали вентилятора и устранить замеченные повреждения.
Монтаж вентилятора производят в следующем порядке:
- к рабочему месту подают отдельные части вентилятора, в том числе кожух, состоящий из нескольких частей
- распаковывают и расконсервируют детали
- собирают раму и устанавливают ее вместе с виброизоляторами на временные подставки (деревянные бруски, помещенные на выверенном фундаменте)
- собирают и устанавливают на фундамент или раму нижнюю часть кожуха
- отвертывают болты и снимают входной патрубок
- устанавливают строго горизонтально на фундаменте или на раме вал со стойкой, на который насаживают рабочее колесо и закрепляют его
- устанавливают верхнюю часть кожуха, поместив между фланцами прокладки из того же материала, что и прокладки для воздуховодов этой системы, и соединяют обе части кожуха (верхнюю и нижнюю) болтами
- устанавливают и закрепляют входной патрубок
- проверяют зазоры между кромкой переднего диска рабочего колеса и кромкой входного патрубка как в осевом, так и радиальном направлении.
Зазор не должен превышать 1% (узел1) диаметра рабочего колеса. При необходимости зазор регулируют перемещением входного патрубка вдоль фланца кожуха вентилятора;
- обеспечив требуемый зазор, в патрубке и фланце сверлят отверстия и закрепляют патрубок
- затем вынимают временные подставки, применяемые для выверки виброизоляторов, и закрепляют на фундаменте или раме кожух и вал со стойкой
- на заключительном этапе монтажа вентилятора проверяют наличие смазочного материала в подшипниках и при необходимости заливают масло.
До пуска вентилятора проверяют его балансировку следующим образом. На шкиве и станине или на турбине и диффузоре мелом наносят две риски – одну против другой. Турбину слегка поворачивают и дают возможность ей остановиться. После ее остановки более тяжелая ее часть всегда займет нижнее положение. При правильно сбалансированном вентиляторе турбина должна, не раскачиваясь из стороны в сторону, останавливаться в любом положении. Для балансировки турбины в ней на диаметрально противоположном (по отношению к тяжелой части) участке просверливают отверстие, в которое вставляют, обычно приваривая, металлическую пластину-груз. Массу груза подбирают таким образом, Чтобы при прокручивании турбина каждый раз останавливалась в новом положении.
Монтаж вентиляционного агрегата заканчивается монтажом электродвигателя, который крепят болтами к салазкам, установленным на фундаменте или раме горизонтально и параллельно друг к другу. Опорная плоскость салазок должна соприкасаться по всей своей плоскости с фундаментом. Корпуса электродвигателей необходимо заземлять. Оси шкивов электродвигателей и вентиляторов с клиноременной передачей должны быть параллельными, а средние линии шкивов определяют натянутым шнуром, который прикладывают к их кромкам. При одинаковой ширине шкивов шнур должен располагаться на одной линии между шкивами и не иметь изломов. При различной ширине шкивов шнур прикладывают к кромке более широкого шкива; расстояние от натянутого шнура до кромок узкого шкива должно быть одинаковым. Расстояние между шкивами вентилятора и электродвигателя определяется длиной клиновых ремней.
Натяжение ремня считается достаточным, если при оттягивании ремня рукой он будет пружинить. Клиноременные передачи должны быть ограждены. Соединительную муфту ограждают, накрывая ее изогнутым металлическим листом, прикрепленным болтами к раме вентиляционного агрегата. Средние и маленькие вентиляторы, как правило, монтируют непосредственно на бетонном полу без фундамента. На бетонный пол устанавливают виброизоляторы в количестве, указанном в проекте. Затем на них опускают вентилятор на раме и регулируют виброизоляторы описанным выше способом. Монтаж радиальных вентиляторов, устанавливаемых на кронштейнах, начинают с заделки кронштейнов. Изготовленный из швеллера или угловой стали вставляют в ранее сделанные в стене отверстия, которые затем заделывают цементным раствором.
К месту монтажа вентилятор поступает скомплектованным на одной раме с электродвигателем, чаще с электродвигателем на одном валу с вентилятором. Вентилятор поднимают с помощью заранее прикрепленного к строительным конструкциям блока и лебедки и устанавливают на кронштейн. Отверстия для крепления вентилятора в опорном кронштейне (швеллере) должны быть сделаны заранее, до его заделки в стену. Чтобы уменьшить вибрацию при работе вентилятора, между вентилятором и кронштейном помещают резиновую прокладку толщиной 5-10мм. Проверив правильность установки вентилятора, его закрепляют болтами и снимают такелажные приспособления. Для вентиляторов, а также для электродвигателей, как правило, применяют шариковые и роликовые подшипники качения. По сравнению с подшипниками скольжения такие подшипники более просты в эксплуатации и удобнее при монтаже и демонтаже. Однако при работе они сильнее шумят. Наиболее просты по конструкции радиальные однорядные подшипники. В том случае, если невозможно обеспечить точную соосность на валу, применяют двухрядные сферические самоустанавливающиеся подшипники, способные воспринимать значительные осевые нагрузки. Следует отметить, что у радиальных вентиляторов, особенно низкого и среднего давления, осевая нагрузка, направленная в сторону всасывания, относительно незначительна.
При установки на гладких валах без заплечников двухрядные подшипники монтируют на закрепительных втулках. Подшипники выбирают в соответствии с существующими нормативами. Установленные подшипники следует предохранять от загрязнения, промывая их в случае загрязнения бензином. Особенно следует оберегать их от попадания влаги и ржавления. Часть вала, на которую насаживают подшипники, должна быть очень тщательно обработана и иметь припуск по сравнению с внутренним диаметром кольца. Перед насаживанием подшипники желательно подогревать в масле. Насадку следует производить, ударяя по кольцу подшипника медным молотком. Подшипники на закрепленных втулках устанавливают путем натягивания гайки на коническую разрезанную втулку, причем завинчивать гайку надо против направления вращения вала. Корпус подшипника должен хорошо защищать подшипник от пыли, воды и грязи.
Особенно важно обеспечить тщательное уплотнение между валом и корпусом, для чего можно использовать лабиринты или войлочные кольца.Стягивать разъемные половинки корпуса надо без особых усилий, чтобы избежать деформации наружного кольца подшипника. Смазку подшипников качения достаточно высокой консистенции закладывают в корпус более чем на половину его свободного объема. В дальнейшем, примерно через три месяца, добавляют смазку через контрольную пробку. Раз в год корпус желательно разбирать, промывать детали керосином, затем бензином и закладывать свежую смазку. В скользящих подшипниках шейка вала вращается во вкладыше, заполненном баббитом или другим специальным материалом. Необходимо следить за постоянной подачей масла, создающего пленку между трущимися поверхностями. У всех радиальных вентиляторов всасывающее отверстие, не присоединенное к воздуховоду, должно быть защищено металлической сеткой с размером ячейки 70х70мм. В процессе монтажа радиальных вентиляторов необходимо осуществлять постоянный операционный контроль.
При подключении вентиляторов к электросети необходимо соблюдать следующие рекомендации:
- Заземление электродвигателей должно производиться в соответствии с «Правилами устройства электроустановок» (ПЭУ).
- Значение сопротивления между заземляющим выводом и наиболее близкой металлической и токодоступной частью вентилятора, которая может оказаться под напряжением, не должно превышать 0,1Ом.
- При проведении электромонтажа необходимо применять защитные средства.
- Присоединение к клеммам должно производиться в соответствии с маркировкой, указанной на них.
При запуске вентилятора большого номера во избежание перегрева двигателя необходимо полностью перекрыть движение воздуха, а затем увеличивать расход воздуха плавно. Работу вновь смонтированного вентилятора или вентиляционного агрегата проверяют путем пробного пуска и обкатки. Продолжительность обкатки принимают по техническим условиям или по паспорту испытываемого оборудования. При наличии посторонних шумов и стуков, которые могут быть вызваны не точной центровкой валов, недостаточной жесткостью фундамента, ослаблением фундаментных болтов и другими неполадками, вентилятор немедленно останавливают, выясняют причину неполадок и устраняют их. Канальные радиальные вентиляторы предназначены для непосредственной установки в прямоугольных каналах систем вентиляции в зданиях и помещениях, к которым предъявляются повышенные требования к уровню шума, создаваемого вентиляционным оборудованием.
Вентиляторы используются для перемещения воздуха без примесей пыли из твердых, волокнистых и абразивных материалов, а также взрывоопасных газовых смесей. Канальные вентиляторы могут устанавливаться как внутри помещения, так и снаружи. Для снижения уровня шума, создаваемого вентилятором, используется специальный звукоизолирующий кожух, который имеет съемную панель для удобства обслуживания вентилятора и электродвигателя. При установки вентилятора необходимо обеспечить доступ к его крышке. В случае, если перемещаемый воздух очень влажный, вентилятор следует устанавливать крышкой вверх, чтобы исключить скопление в ней воды. Хотя современные канальные вентиляторы выпускаются полностью отбалансированными и практически исключают вибрацию, рекомендуется при монтаже для полного исключения передачи вибрации при подсоединении к сети воздуховодов применять мягкие вставки.
Рекомендуется также оставлять прямой участок воздуховодов длиной 1,5-2м сразу после вентилятора для стабилизации воздушного потока. Для защиты от загрязнения и, как следствие, более частого его обслуживания не рекомендуется использовать вентилятор без фильтра перед ним. Во избежание дополнительной нагрузки на воздуховоды и мягкие вставки рекомендуется монтировать вентилятор на отдельных креплениях. При соединении вентилятора с другими элементами вентиляционных систем необходимо использовать герметизирующие уплотнители на стыках. При этом обеспечение токопроводности следует осуществлять при помощи шайб по ГОСТ 6402-70* «Шайбы пружинные. Технические условия».
Осевые вентиляторы устанавливают на кронштейны, заделанные в стену, в оконных и стенных проемах. Монтаж осевых вентиляторов проводится с помощью автокранов или лебедок. При монтаже осевого вентилятора на металлическом кронштейне вентилятор заделывают в стену, заливая отверстие цементным раствором, или приваривают к металлическим колоннам. Затем, застропив, его поднимают и устанавливают на кронштейн, на который предварительно укладывают резиновую прокладку толщиной 5-7мм для уменьшения вибрации и шума. Проверив правильность установки, осевой вентилятор закрепляют на кронштейне болтами, а затем убирают стропы. Болты должны быть закреплены контргайками.
При монтаже осевого вентилятора в стенной проем сам проем предварительно оштукатуривают. При этом диаметр проема должен соответствовать диаметру вентилятора. Для крепления осевого вентилятора в проем вставляют опору, изготовленную из металлического листа, толщина которого зависит от размера вентилятора и должна быть указана в проекте. Под металлическую опору устанавливают на сварке косынки. Монтаж осевого вентилятора в стенном проеме выполняют таким образом. На металлическую опору помещают резиновую прокладку, уменьшающую вибрацию и шум при работе вентилятора, поднимают и устанавливают на опору вентилятор, проверяют правильность его установки, после чего закрепляют вентилятор болтами с контргайками.
Осевые вентиляторы, монтируемые в наружных стенных проемах, снабжают клапанами, управление которыми должно находиться внутри помещения на высоте от пола 1,5-1,8м. Электродвигатели располагают со стороны помещения для удобства обслуживания и защиты от атмосферных осадков. При монтаже в воздуховоде осевого вентилятора предварительно в перекрытие устанавливают подвески для вентилятора, а затем последний поднимают на проектную отметку. Далее вентилятор закрепляют на подвесках и снимают стропы. Закончив установку вентилятора, монтажник, работая с автогидроподъемника или подмостей, присоединяет к нему воздуховод. В воздуховоде, расположенном со стороны электродвигателя, делают лючок для подключения электродвигателя к электросети и проведения профилактического ремонта и осмотра.
После монтажа осевых вентиляторов, независимо от места их установки проверяют зазор между концами лопастей и обечайкой, который не должен превышать расстояния, равного диаметру вентилятора. При монтаже осевых вентиляторов выполняют постоянный операционный контроль в соответствии с картой. Для монтажа крышных вентиляторов используют типовые сборные железобетонные стаканы, устанавливаемые строительными организациями при монтаже покрытий зданий. Внутренний диаметр стаканов 700, 1000, 1450мм, минимальная высота 400мм. Стаканы снабжены анкерными болтами для крепления кожухов вентиляторов. В стакане на толщину его стенок заложены отверстия с трубами диаметром 20мм, предназначенные для крепления поддона.
Для начала монтажа проверяют размеры отверстий стакана, его привязку к строительным конструкциям, а также соответствие расположения и количества анкерных болтов в стакане расположению и диаметру крепежных отверстий в вентиляторе. Затем осматривают крышные вентиляторы и проверяют у радиальных вентиляторов зазор между входным патрубком и рабочем колесом, а у осевых – зазор между колесом и обечайкой. После осмотра к всасывающему отверстию крышного радиального вентилятора присоединяют самооткрывающийся клапан, который при включении вентилятора автоматически открывается, а при выключении – автоматически закрывается. Если к крышному вентилятору присоединяют сеть воздуховодов, то вместе с ним устанавливают и первое звено воздуховода. При работе вентилятора без сети воздуховодов монтируют поддон для сбора и удаления конденсата, который одновременно служит защитой от случайного попадания посторонних предметов в помещение при ремонте и монтаже вентилятора.
Крышные вентиляторы, предварительно застропив, поднимают и устанавливают башенными или автомобильными кранами. Затем плавно спускают и устанавливают на стакан, на поверхность которого предварительно устанавливают резиновую прокладку. Анкерные болты, замоноличенные в стакане, пропускают через отверстия в основании вентилятора. Затем вентилятор крепят, навертывая на каждый анкерный болт по две гайки.В некоторых случаях (большая высота здания, многопролетные цеха промышленных зданий и т.п.), когда крышный вентилятор нельзя подать непосредственно к месту монтажа, его устанавливают реечными домкратами. Подняв на кровлю краном, лебедкой или другими средствами, крышный вентилятор монтируют следующим образом.
На кровлю от места выгрузки вентилятора до его установки укладывают дощатый настил. Затем краном на две ранее поднятые на кровлю тележки, предварительно положив на них два разгрузочных швеллера длиной 4м, устанавливают вентилятор и прикрепляют его к швеллеру в четырех местах болтами М 16х80. между швеллерами и плитой вентилятора прокладывают два деревянных бруска высотой 40мм, шириной 100мм, длиной 1300мм. Затем на тележках подводят крышный вентилятор к месту монтажа и устанавливают его над стаканом, стараясь совместить анкерные болты, замоноличенные в стакане, с отверстиями в плите вентилятора. Затем устанавливают на уложенные возле опорного стакана деревянные шпалы четыре реечных домкрата грузоподъемностью 5т; поднимают домкратами вентилятор на 30мм; снимают швеллер и деревянные бруски и откатывают тележку. Затем опускают крышный вентилятор на стакан и закрепляют его; снимают реечные домкраты и убирают шпалы. После окончания монтажа вентилятор подключают к электросети и проверяют правильность его установки под нагрузкой (независимо от типа вентилятора), в том числе на прочность и правильность соединения электродвигателя с вентилятором, на прочность крепления вентилятора и электродвигателя к опорам и на правильность балансировки колеса вентилятора.
Кроме того, проверяют правильность вращения колеса вентилятора. Если направление вращения рабочего колеса вентилятора не соответствует проектному, его необходимо изменить, переключив фазы на зажимах электродвигателя. Всасывающее отверстие вентилятора, не подключенное к воздуховоду, должно быть защищено металлической сеткой с размером ячейки не более 70х70мм. При монтаже крышных вентиляторов выполняют постоянный операционный контроль в соответствии с картой.В качестве примера приведем способ крепления крышного вентилятора дымоудаления. Для облегчения монтажа вентилятора дымоудаления ВРКВ-ДУ разработана специальная конструкция монтажного стакана, применяемого на любом типе кровли, в том числе кровли из ПВХ-мембран с базальтовым утеплителем на профнастиле. Стакан представляет собой квадратную коробчатую конструкцию, состоящую из внешнего и внутреннего стаканов квадратного сечения.
Все детали стакана выполняются из некорродирующих материалов, оцинкованной или нержавеющей стали. Внешний (опорный) стакан устанавливается на несущей части кровли, при необходимости закрепляется и несет основную опорную нагрузку. Внутренний стакан теплоизолирован и заводится в предварительно проделанное в кровле квадратное отверстие. Подкровельная часть внутреннего стакана снабжена квадратным 40мм фланцем для присоединения воздуховода, декоративной решетки, защитной сетки и т.п. Для присоединения стакана к вентилятору в квадратном фланце стакана выполняется отверстие диаметром, соответствующим диаметру рабочего колеса. Установка вентилятора производится на предварительно вваренные во фланец стакана болты. Для предотвращения проникновения влаги через узел присоединения вентилятора к стакану фланец стакана дополнительно комплектуется специальным защитным отливом.
Для повышения степени теплозащиты помещения разработано специальное исполнение данного стакана с термоизолирующим клапаном. В верхней части стакана размещают лопатки клапана, заполненные термоизоляционным материалом и облицованные оцинкованной сталью. Коэффициент теплопроводности узла прохода вентилятора в такой комплектации будет составлять не более 0,26 Вт/ м2 К. Корпус клапана выполнен без тепловых мостиков. При этом полностью исключается возможность образования конденсата. Специальное силиконовое уплотнение лопаток клапана предотвращает смерзание и обеспечивает открытие без предварительного подогрева ТЭНами. Кроме того, конструкция такого клапана сертифицирована как клапан дымоудаления. Электропривод клапана, сделанный в герметичном защитном кожухе, расположен на внешней части стакана и выполняется либо с пружинным возвратом, либо по схеме «открыто-закрыто». Для регионов с температурой ниже – 30 гр.С электропривод комплектуется саморегулирующимся нагревательным кабелем.
В данном исполнении стакана полностью решена проблема неконтролируемого оттока тепла как за счет ухода теплого воздуха из помещения, так и за счет отсутствия холодных поверхностей. Производительность современных вентиляторных установок можно регулировать с помощью изменения числа оборотов электродвигателя. Число его оборотов зависит от изменения напряжения. Такое регулирование оборотов является более предпочтительным, т.к. не вызывает электропомех, шумов и вибраций электродвигателя и уменьшает его нагрев. Изменение производительности вентиляторных установок можно осуществлять и с помощью фазового регулирования, которое позволяет добиться плавного регулирования оборотов электродвигателя и изменения производительности вентилятора от 0 до 100%.